Общие правила пирамиды
1. БИЛЬЯРДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И АКСЕССУАРЫ
ПРИ ИГРЕ В КАЖДОЙ ИЗ ОПИСАНЫХ НИЖЕ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ПИРАМИДЫ СЛЕДУЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ БИЛЬЯРДНЫЕ СТОЛЫ, ШАРЫ И АКСЕССУАРЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ «ТЕХНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ МКП К БИЛЬЯРДНОМУ ОБОРУДОВАНИЮ».
2. РАЗМЕТКА БИЛЬЯРДНОГО СТОЛА
2.1. На игровой поверхности бильярдного стола должны быть четко и аккуратно нанесены следующие линии и отметки:
(1) центральная отметка - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола;
(2) центральная линия - прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины - переднюю и заднюю;
(3) передняя отметка - точка, расположенная в центре передней половины игровой поверхности стола;
(4) линия дома - прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту;
(5) задняя отметка - точка, расположенная в центре задней половины игровой поверхности стола;
(6) линия выставления шаров - часть продольной линии стола, проведенная от задней отметки до середины заднего борта.
2.2. Дом - часть игровой поверхности стола, заключенная между линией дома и передним бортом.
3. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ШАРЫ
Стандартный набор из шестнадцати пирамидных бильярдных шаров: пятнадцать белых (цвета слоновой кости) шаров с номерами от 1 до 15-ти и один цветной (преимущественно желтый) шар без номера.
4. БИТОК И ПРИЦЕЛЬНЫЕ ШАРЫ
4.1. Битком называется шар, по которому наносят удар кием в процессе игры.
4.2. Все остальные шары на игровой поверхности стола кроме битка являются прицельными.
5. УДАР КИЕМ ПО БИТКУ
5.1. Удар по битку должен наноситься только наклейкой кия в направлении его продольной оси. В противном случае - штраф.
5.2. При нанесении удара по битку по крайней мере одна нога должна касаться пола. В противном случае налагается штраф.
6. СТОЛКНОВЕНИЕ БИТКА С ПРИЦЕЛЬНЫМ ШАРОМ
6.1. Столкновение (трогание) битка с одним из прицельных шаров (что сопровождается передачей движения от битка к прицельному шару) является обязательным условием любого правильного удара.
6.2. Если биток не коснулся ни одного прицельного шара, налагается штраф.
6.3. Биток может ударить прицельный шар как напрямую, так и от любого борта (бортов).
6.4. Удар по битку в сторону от касательного прицельного шара (без передачи ему движения) не считается столкновением битка с этим прицельным шаром. Если после этого биток не коснулся ни одного прицельного шара, налагается штраф (см. п.6.2).
7. ОЧЕРЕДНОСТЬ УДАРОВ
7.1. Если в результате правильного удара в лузу забит шар, то игрок получает право на следующий удар.
7.2. Если в результате правильного удара ни один шар не забит в лузу, то право следующего удара переходит к сопернику.
7.3. За удар вне очереди налагается штраф.
7.4. Если при выполнении удара нарушены правила, то соперник имеет право после выставления неправильно забитых выскочивших шаров, а также снятия со стола на полку предусмотренного правилами штрафного шара:
(1) сам произвести следующий удар; или
(2) передать его игроку, нарушившему правила.
8. РОЗЫГРЫШ НАЧАЛЬНОГО УДАРА
8.1. При розыгрыше начального удара выполните следующую последовательность действий. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно выполняют удар из руки из дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.
8.2. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:
(1) шар зашел на половину соперника;
(2) не достиг заднего борта;
(3) упал в лузу;
(4) выскочил за борт;
(5) коснулся длинного борта; или
(6) коснулся заднего борта более одного раза.
8.3. Если правила нарушили оба соперника или если судья не может определить чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
8.4. Победитель розыгрыша имеет право:
(1) сам произвести начальный удар; или
(2) передать его сопернику.
9. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ШАРОВ
9.1. Перед начальным ударом пятнадцать белых шаров устанавливаются в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Каждый шар должен соприкасаться с рядом стоящими шарами.
При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.
9.2. Цветной шар, используемый в качестве битка при выполнении начального удара, располагается в доме.
9.3. По ходу игры могут возникать ситуации, подразумевающие установку неполной пирамиды (см. п.13.2 и п.26.2, а также раздел 1, п.19.1). При установке неполной пирамиды соблюдаются все требования, предъявляемые к установке полной пирамиды. Различия заключаются в следующем:
- неполная пирамида заполняется в направлении от вершины к основанию;
- основание (нижний ряд) заполняется от середины к краям симметрично к продольной оси стола;
- для достижения полной симметрии в нижний ряд при необходимости перемещают шары с вершины пирамиды.
10. ПОЛОЖЕНИЕ ШАРА
Положение шара определяется положением его центра.
11. ДОМ И ЛИНИЯ ДОМА
11.1. Линия дома не является частью дома.
11.2. Шар, стоящий на линии дома, считается расположенным вне дома.
12. ВВЕДЕНИЕ БИТКА В ИГРУ (НАЧАЛО ИГРЫ)
12.1. Биток вводится в игру начальным ударом из руки из дома.
12.2. В качестве битка при выполнении начального удара всегда следует использовать цветной шар.
12.3. Вступающий в игру первым игрок может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома (см. п.10 и п.11).
Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.
Если вступающий в игру игрок предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его поправить.
12.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия (см. п.5).
12.5. До тех пор, пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой и кием (включая наклейку), однако, после того как биток установлен, любой удар по битку рассматривается как ввод его в игру.
13. ПРАВИЛЬНЫЙ НАЧАЛЬНЫЙ УДАР
13.1. Начальный удар считается правильным, если после столкновения битка с одним из прицельных шаров:
(1) один из шаров правильно забит в любую лузу; или
(2) по меньшей мере три разных прицельные шара коснулись борта (бортов); или
(3) два разных прицельных шара коснулись борта (бортов) и, кроме того, хотя бы один (любой из первых двух или какой-либо другой) прицельный шар пересек центральную линию.
Если ни одно из указанных требований не выполнено, налагается штраф.
13.2. Если правила начального удара нарушены, то соперник после снятия со стола на полку штрафного шара имеет право:
(1) принять сложившуюся позицию и продолжить игру; или
(2) принять сложившуюся позицию и передать удар игроку, нарушившему правила; или
(3) расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или
(4) расставив шары заново, передать начальный удар игроку, нарушившему правила.
Примечание: при расстановке шаров заново после снятия штрафного шара следует руководствоваться правилами выставления неполной пирамиды (см. п.9.3.).
14. ОЧЕРЕДНОСТЬ НАЧАЛЬНОГО УДАРА
Каждую следующую партию соперники начинают поочередно.
15. НАЧАЛО И ЗАВЕРШЕНИЕ УДАРА
15.1. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. (Шар, вращающийся на месте, считается подвижным.)
15.2. Запрещается наносить следующий удар до завершения предыдущего. В противном случае - штраф.
16. КАСАНИЕ ШАРОВ
За исключением касания битка наклейкой кия при выполнении удара (см. п.5.1) и установки битка до ввода его в игру (см п.12.5.), запрещается прикосновение любого шара (битка или любого прицельного шара) на игровой поверхности стола кием, машинкой, мелом, рукой, одеждой и т.п. В противном случае - штраф.
17. ДВОЙНОЙ УДАР
Если при выполнении удара наклейка повторно соприкасается с отделившимся битком, то такой удар квалифицируется как двойной и наказывается штрафом.
18. ПРОПИХ
Если при ударе контакт наклейки кия с битком затягивается вплоть до столкновения битка с прицельным шаром, после чего биток получает движение вперед (вслед за прицельным шаром), то такой удар квалифицируется как пропих и карается штрафом.
19. СОПРИКАСАЮЩИЕСЯ ШАРЫ И БЛИЗКОСТОЯЩИЕ
19.1. Если биток соприкасается прицельного шара или если расстояние между битком и прицельным шаром настолько мало, что при выполнении удара по битку практически невозможно избежать моментального тройного контакта «наклейка кия-биток-прицельный шар», то удар по битку не квалифицируется как пропих, или как двойной удар, если она нанесена:
(1) под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров; или
(2) таким образом, чтобы биток не получил движение вперед (вслед за прицельным шаром).
В противном случае налагается штраф.
19.2. Если при ударе по близко стоящим шарам не было ни тройного контакта, ни двойного удара, то само по себе движение битка вслед за прицельным шаром, не является основанием для штрафа.
20. ПРАВИЛЬНО СОВЕРШЕННЫЙ УДАР
Любой удар (за исключением начального) считается правильным (правильно завершенным), если не нарушено ни одно из положений настоящих Правил и, кроме того, после столкновения (коснения) битка с одним из прицельных шаров, любой из шаров на игровой поверхности стола (биток) или любой прицельный шар):
(1) забит в лузу; или
(2) отразился от любого борта, а затем:
(а) коснулся другого борта; или
(б) доведен до другого борта любой шар (биток или прицельный шар); или
(в) коснулся любого шара, стоящего вплотную к другому борту; или
(3) пересек центральную линию, а затем:
(а) коснулся любого борта; или
(б) доведенный до любого борта любой шар (биток или прицельный шар); или
(в) коснулся любого шара, стоящего вплотную к любому борту; или
(4) отразился от любого борта, а затем:
(а) пересек центральную линию; или
(б) перекатился через нее любой шар (биток или прицельный шар); или
(в) коснулся шара, центр которого в момент столкновения, находился по другую сторону от центральной линии или на центральной линии стола.
Если ни одно из указанных условий не выполнено, то налагается штраф.
Примечание: если биток бьет по прицельному шару, стоящему вплотную к борту, а этот прицельный шар в свою очередь влияет на биток и доводит его до другого борта или перескакивает через центральную линию, то удар считается безусловно правильным, если имело место два отдельных столкновение - «биток-прицельный шар» и «прицельный шар-биток».
Если же двух отдельных столкновений не было, то подобным образом завершившийся удар считается правильным лишь при условии, если игрок до удара предупредил судью о том, что прицельный шар стоит в упор борта. В противном случае - штраф.
21. ПРАВИЛЬНО И НЕПРАВИЛЬНО ЗАБИТЫЕ ШАРЫ
21.1. Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.
21.2. Все правильно забитые шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке. (Каждому из игроков отводится отдельная полка.)
21.3. Если с момента начала удара и до момента его завершения (см. п.15) было нарушено хотя бы одно из положений настоящих Правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.
Если нарушение произошло после завершения удара, налагается штраф. Однако шар, упавший в лузу в результате завершенного удара, считается забитым правильно, если завершенный удар не сопровождался нарушениями правил.
Примечание: если нарушение правил игры произошло после завершения партии (т.е. после завершения последнего удара, в результате которого был правильно забит последний шар в партии и все шары на столе остановились), штраф не налагается и результат партии не пересматривается.
21.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются.
21.5. Выскочивший из лузы на игровую поверхность стола шар считается не забитым и остается в игре. (Штраф при этом не налагается.)
22. ЗАВИСШИЙ ШАР
22.1. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу без столкновения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра продолжается.
22.2. Если зависший над лузой шар непроизвольно падает в лузу без столкновения с другим шаром и если это повлияло на конечный результат начавшегося удара (т.е. в том случае, если невольно упавший в лузу шар был бы неизбежно задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары устанавливаются как можно точнее на свои прежние позиции и удар повторяется.
22.3. Если движущийся шар зависает на краю лузы в положении неустойчивого равновесия, а затем падает в лузу без какого-либо постороннего воздействия, то он засчитывается вследствие проведенного удара. В противном случае он восстанавливается на место, и игра продолжается.
23. ВЫСОКОЧИВШИЙ ШАР
23.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.п.).
23.2. Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность или падает в лузу, не задев при этом какой-либо другой объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.
Если же шар затрагивает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или перила и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность или падает в лузу.
23.3. Если любой шар (биток или прицельный шар) выскакивает за борт, налагается штраф.
23.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара.
24. КИКС
24.1. Кикс представляет собой удар с проскальзыванием наклейки по поверхности битка.
24.2. Если кикс (на расстоянии или без отрыва битка от игровой поверхности стола) не сопровождается нарушениями правил, штраф не налагается.
25. ВЫСТАВЛЕНИЕ ШАРОВ
25.1. Все неправильно забитые выскочившие за борт шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.
25.2. Одиночный шар выставляется на заднюю отметку.
Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу.
Если же любые шары, расположенные поблизости или непосредственно на задней отметке или на линии выставления шаров, мешают процессу выставления, то шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам.
В случае если для шара не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как можно ближе к задней отметке.
Примечание: при игре в «Свободную пирамиду» биток и прицельные шары выставляются на общих основаниях в соответствии с п.25.2.
При игре в «Комбинированную пирамиду», «Динамическую пирамиду» и «Классическую пирамиду» прицельные шары выставляются в соответствии с п.25.2, а биток вводится в игру в соответствии с правилами каждой конкретной игры.
26. ПОСТОРОННЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
26.1. Если во время игры шары приходят в движение вследствие постороннего воздействия (на шары, на стол или на исполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается. При этом штраф не налагается.
26.2 Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной шар устанавливается в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру вместо любого из остальных на столе белых шаров), все остальные на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды. (или неполной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право дальнейшего удара определяется розыгрышем, и игра продолжается по правилу начального удара (см. п.13). Счет сохраняется таким, каким он был до того момента, когда партия была прервана.
Примечание: при установке неполной пирамиды следует руководствоваться правилами, изложенными в п.9.3.
27. ШТРАФЫ
27.1. Штрафы налагаются в следующих случаях:
(1) при неправильном ударе кием по битку (см. п.5.1);
(2) при нанесении удара по битку с отрывом обеих ног от пола (см. п.5.2);
(3) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров (см. п.6.3);
(4) при нарушении очередности ударов (см. п. 7.3);
(5) при неправильном начальном ударе (см. п.13.1);
(6) если следующий удар начинается до завершения предыдущего (см. п.15.2);
(7) при запрещенном прикосновении шаров (см. п.16);
(8) при двойном ударе (см. п.17);
(9) при пропихе (см. п.18);
(10) при неправильном ударе по касательным и близко стоящим шарам (см. п. 19.1)
(11) при неправильно завершенном ударе (см. п.20);
(12) при выскакивании битка или любого прицельного шара за борт (см. п.23.3);
(13) при затягивании партии (см. главу 1, п.19)
Остальные случаи штрафа описаны в правилах конкретных игр.
27.2. Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере.